Россия за 10 часов

Перелёт из Владивостока в Москву — замечательный шанс для того, чтобы посмотреть всю страну за короткий промежуток времени. Посмотреть конечно условно, но просто сам факт меня действительно впечатляет. За 10 часов ты успеваешь пролететь над большей частью тех мест, о которых тебе рассказывали ещё в школе на уроках географии, о которых ты смотрел фильмы или читал в книгах или статьях, в которых ты хотя бы раз в жизни мечтал побывать, просто рассматривая очередные фотографии в сети. Горы, реки, озёра, леса, заповедники… Ты пролетаешь почти всю страну! По этим местам исследователи прокладывали себе путь десятки и десятки лет. А ты — пролетаешь за считанные часы!


Кончено, чтобы рассмотреть то, что находится под крылом самолёта, нужно ещё и некоторое благоприятное стечение обстоятельств. Пытаться что-то увидеть ночью конечно же бессмысленно. И, если снизу всё покрыто тучами или просто облаками, много рассмотреть тоже не удастся. Короче говоря, при обратном перелёте из Владивостока в столицу нашей родины, мне повезло с обеими условиями. Вылетали мы в полдень и летели с солнцем на перегонки, что давало постоянное текущее время около полудня. И, уж не знаю, на сколько это удивительно или нет, но облаков в течении полёта тоже было не так уж и много. В общем, смотри — не хочу!

Естественно, порой возникало желание запечатлеть тот или иной вид: дабы сохранить его для себя или же поделиться. Естественно, я предполагал, что оно так будет, и протащил с собой фотоаппарат. Сейчас, правда, понимаю, что надо было делать куда больше снимков, и что были пропущены достаточно интересные точки маршрута. Но что уж говорить об этом опосле? На самом деле приятно иметь даже то немногое, что есть.

Я не стану подробно рассказывать, как я сопоставлял сделанные фотографии точным местам на карте, но поверьте — это был тот ещё квест, длиной не в один день. Просто скажу, что, когда я решил это сделать, я обладал лишь следующей информацией: точное время посадки и то, что мы пролетали над Хабаровском — больше никаких подробностей. Но могу сказать, что квест оказался очень увлекательным. А ощущения в тот момент, когда были найдены первые точные сопоставления — сродни ощущениям по завершении сбора здоровенного пазла. Рекомендую! =)

В итоге снимки сопоставлены. Для каждой фотографии я отметил соответствующее место на карте (с точностью до километра). Карта со всеми метками — в начале поста, так что при желании можете посмотреть там. Время в подписи к фотографиям и в метках на карте соответствует московскому. Так же для наглядности под спойлеры кладу фотографии тех же мест, но сделанные «снизу». Надеюсь, они дадут некоторое ощущение наглядности. Само собой эти фотографии не мои, а найденные где-то в сети. Дабы никого не обидеть, щёлкнув по ним вы попадёте на сайт-первоисточник.

Итак, поехали!

05:21:48 -- Сопки близ Баджальского хребта

Приморье и Хабаровский край — это горы-горы-горы. Если не горы, то сопки-сопки-сопки. Первое, за что зацепилась моя камера — Баджальский хребет Бруиненского Буреинского нагорья. Большая часть вершин уже покрыта снегом, но те, что вдалеке от основного гребня, ещё не успели побелеть. Здесь берут своё начало несколько рек. Две из них я поймал: самая большая — Урми, и поменьше — Сынчуга. По прочтении некоторых отчётов о походах на эти территории, становится понятно, что там очень красиво, но ходить туда бывает непросто.

05:22:38 -- р. Сынчуга

Сынчуга, вид с берега

05:25:37 -- р. Урми

Урми, вид с берега

05:25:48 -- Баджальский хребет

Баджальский хребет, вид снизу

Пролетая восточную часть страны, каких-либо населённых пунктов, тем более городов почти не видно. И каждый из них — небольшое событие. В данном случае, это Новый Ургал. Речка, соответственно, Ургал. Небольшой город с населением ~7000 человек. Что интересно, строился он силами бригад из Украинской ССР. Утверждается, что говор остался у местных до сих пор. Насколько этому можно верить — не знаю. Город является крупным пунктом на БАМ, а местная грузовая Ж/Д станция является «градообразующим предприятием». Собственно именно она и видна на фото.

05:35:27 -- Новый Ургал

Ж/Д станция Новый Ургал
Украинское наследие Ургала

На 10 км восточнее Ургал впадает в Бурею. Это довольно крупная и длинная река. Чуть ниже по течению от того места, что мы пролетали, стоит одна из самых крупных в России ГЭС.

05:36:24 -- р. Бурея

Вид с моста через Бурею, близ Ургала

Следующее, за что зацепилась моя камера — длинный и ровный двойной хребет на территории Амурской области. Хотя, может быть, это два параллельных хребта. Я так и не понял. В отличии от других горных систем, что пролетали до сих пор, эта казалась куда выше, и она не простиралась до горизонта бесконечными сопками. Но, оказалось, что это лишь восточная часть хребта Джагды. Дальше — всё как обычно. К сожалению, интересной информации о хребте я почти не нашёл. Даже отчётов о его посещении нет. Упомянуты лишь походы по рекам близ него.

06:00:54 -- Хребет Джагды

Вид с одной из вершин хребта Джагды

Через некоторое время пред нами предстал некий водоём, форма которого ввела в замешательство. Очень уж этот водоём был широким. Даже величавый Амур, который мы пролетели ранее (но который я не заснял), не мог похвастаться расстоянием в 5-7 км от берега до берега. К тому же тут не было русла как такового. Просто водоём с «рукавами»-заливами. Больших озёр, которые могли бы смотреться так, я знаю немного (точнее — ни одного), от Байкала мы были далеко.
В итоге оказалось, что это Зейское водохранилище. Надо сказать, что эта была первая загадка, которую я разгадал после нескольких дней блуждания по гуглокартам с лупой. Место действительно примечательное. Только вот на обычных картах его почему-то толком не помечают, так что шанс найти есть только на спутниковых снимках.
Водохранилище относительно молодое: ему всего 30 с небольшим лет. Входит в десятку самых крупных водохранилищ России по площади и в тройку по объёму. Плотина, его породившая, нынче спасает от наводнений, которые раньше сильно мучили жителей долины реки Зея, в том числе жителей Благовещенска. Последний раз крупное испытание на плотину «обрушилось» в 2007 году. Может, кто и помнит новости про это.

06:13:26 -- Зейское водохранилище

Вид с телевышки на берегу

Между двумя следующими фотографиями разница в почти час времени полёта и 700 км расстояния (см. карту в начале поста). И, на моё удивление, оказалось, что на обоих снимках заснята одна и та же речка! Угрюм-река. Нижняя Тунгуска. 3000 км длиной! Только течёт она не с юга на север (или наоборот), как я привык думать о реках, а с востока на запад. Для сравнения, Енисей, притоком которого она является (скромно звучит, не находите?) — всего на 1200 км длиннее. По-моему впечатляет. Вообще про Нижнюю Тунгуску можно найти много интересного. Чего стоят хотя бы водовороты «корчаги» на реке, глубиной до сотни метров.

08:47:45 -- Нижняя Тунгуска, шивера (скала) Турка

Зимняя Нижняя Тунгуска близ скалы Турка

Гора, похожая на большой кусок снега на следующей фотографии — Северный Камень (как её называют местные). Участок плато Путорана. Река, впадающая в Нижнюю Тунгуску — Северная. Это уже совсем нижнее течение, через несколько десятков километров она уже впадает в Енисей.

09:42:51 -- Впадение реки Северная в Нижнюю Тунгуску, гора Северный Камень

Северный Камень, 80 лет назад
Река Северная, 10 км от устья

Дальше мы ушли в облака на час-полтора. Сверху смотрелось красиво, но снизу, полагаю, погодка казалась совсем скверной. Судя по времени, это облака где-то в Ямало-Ненецком автономном округе. Если бы их не было, то скорее всего было бы видно Обскую Губу — уходящий далеко в континент залив Карского Моря. Так что Северного Ледовитого океана мы не увидали ни в каком виде. Жаль.

10:45:18 -- Волны облаков

Облака кончились только ближе к собственно Оби. И сразу же перед нами открылся красивейший вид на дельту (красная полоска в нижней части снимка) и Уральские горы вдалеке (белая — по центру). В итоге Обь — самая крупная река, которую я смог сфотографировать. Хотя, она в любом случае самая крупная, если считать с Иртышом (5400 км). Тут я, пожалуй, передам привет знакомым с Новосибирска и Барнаула — в своих верховьях Обь протекает и там. =)
В том месте, где мы пролетали, Обь делится на два рукава: Малая Обь и Большая Обь. Расстояние между ними порядка 30 километров. Сойдутся снова они лишь ниже Салехарда. На первом снимке видны оба рукава: Большая Обь ближе, Малая — дальше. На втором же видна только Малая Обь, которая в свою очередь так же делится на рукава. Дельта, что сказать.

11:00:15 Дельта Оби и Уральские горы

Над дельтой весенней Оби

Видите небольшой посёлок в верхней части снимка? Вот и я его заметил лишь тогда, когда начал разбирать фотографии. А посёлок этот — Мужи. Ничем особенным он, вроде как, не выделился. Ну, пожалуй, кроме того, что вокруг — красивейшая природа, а местные не забывают о национальной культуре. Ну, ещё тут готовился один из этапов Норвежской Полярной Экспедиции.

11:09:23 Малая Обь, село Мужи

Село Мужи
Вид на Мужи с Малой Оби

Вот мы и добрались до того места, которое я ждал, наверное, больше всего. Урал! Я почему-то всегда считал его — главной горной системой России. Если про остальные пункты маршрута во время самого полёта я ничего не знал, то Урал я ждал, заранее посчитав примерное время подлёта. Правда я всё ещё не знал, где же мы его будем пролетать. Мы даже не могли сойтись в том, с севера мы его пролетаем или с юга. Хотя, сейчас мои былые предположения про юг уже кажутся смешными. В итоге выяснилось, что пролетали мы Приполярный Урал — наиболее высокую его часть.
Удивили параллельные гребни. Благодаря ним Урал в этом месте смотрится бесконечно растянутым с востока на запад. Мне же всегда казалось, что он должен представлять из себя вполне локальный хребет. Хотя, в этом я был частично прав. Настолько «распараллелен» только Приполярный Урал. И именно по этой особенности я смог его опознать позже на карте.

11:21:22 -- Многочисленные гребни и долины Приполярного Урала

Приполярный Урал, природа долины

11:22:36 -- Снежные пустыни

Приполярный Урал, на вершине

Ну, а этот снимок, я вообще считаю самым главным в данной подборке. Если были люди, что заходили сюда в первые дни существования блога, то они видели именно его, и больше ничего. Река Манья (по старым картам). Исток. Граница между Ханты-Мансийским автономным округом и республикой Коми. Между Азией и Европой. Вот тут есть замечательные фотографии этих мест. Рекомендую.

11:27:51 -- р. Манья

Манья-красавица в летнем наряде

Ну и напоследок. Один снимок с европейской части России. Снимать там почти перестал: пейзаж стал казаться знакомым и не таким интересным. Хотя утверждение конечно спорное. Как бы то ни было, на снимке — Печора. И река и город. Знаменитая река, одна из крупнейших в нашей части страны — короче Нижней Тунгуски, о которой есть выше, чуть ли не вдвое. =)
Труба на снимке — единственная труба на всю Россию, которую мы заметили. Она принадлежит очередной ГРЭС на нашем пути. Печора — город энергетиков. И это одно из проявлений данного факта.

11:34:16 -- Печора, труба ГРЭС

Труба вблизи
Печора, вид на реку

В качестве послесловия:

13:17:27 -- Ныряем в облака над Москвой =)

P.S. В процессе написания нашёл аналогичный пост в ЖЖ. Тоже фотографии с перелёта Владивосток-Москва. Только в том случае товарищ сидел по левое крыло так что и снимки несколько о другом.
P.P.S. Ещё 2-3 таких поста и я выучу географию. =)

Россия за 10 часов: 4 комментария

  1. Саша

    Бармен, это очень-очень-очень здорово! Фотки класс, молодец что нашел что есть что, это наверное было дико сложно? В общем отличный пост!

    1. OhmSpectator Автор записи

      Самое трудное — найти первые две точки. Дальше зная примерную скорость и примерное направление движения, всё ищется проще. Сложнее было найти информацию и подходящие снимки «снизу». =)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.